Нормативно-методическое обеспечение и практика проектирования разработки месторождений твердых полезных ископаемых в свете требований ЦКР-ТПИ Роснедр к проектной документации
29–31
октября, Москва
Приглашаем недропользователей, специалистов проектных организаций, инжиниринговых, консалтинговых компаний принять участие в семинаре ЦКР-ТПИ Роснедр
Подробнее...
20.07.12

Счетная палата проверила расходование госсредств на воспроизводство минерально-сырьевой базы

 6 июля Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки эффективности и целесообразности использования недр и иной федеральной собственности, расходов государственных средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Российской Федерации в период 2008-2011гг.. С сообщением выступил аудитор Михаил Одинцов.

На Коллегии отмечалось, что минерально-сырьевая база России является главным источником формирования доходной части федерального бюджета и основой экономической безопасности государства. Поступления от использования минерально-сырьевой базы обеспечивают около 60% всех доходов бюджета Российской Федерации и 70% прочих валютных поступлений.

Российская Федерация обладает достаточно крупным сырьевым потенциалом по большинству полезных ископаемых и относится к мировым лидерам по наиболее ликвидным минеральным сырьевым компонентам. Однако по отдельным, достаточно важным для экономики государства полезным ископаемым, сроки исчерпания рентабельных запасов не выходят за рамки 2013-2025 гг..

Причиной сложившейся тенденции является длительная стагнация поисковых и геологоразведочных работ, обусловленная резким снижением их финансирования с 1990 г. Государственные инвестиции в воспроизводство минерально-сырьевой базы составляют менее половины процента от расходной части федерального бюджета (в зарубежных государствах - от 2% до 5%).

Объем средств, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2008-2011гг., составил 865,4 млрд руб., из которых за счет федерального бюджета - 81,5 млрд руб. На цели воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых направлено 23,8 млрд руб. Объем бюджетных ассигнований на указанные цели в проверяемом периоде сократился на 23%.

В ходе проверки выявлено, что прирост запасов и прогнозных ресурсов получен только по 41 из 150 видов твердых полезных ископаемых (27,3% от общего количества), из которых прирост запасов - только по 29 видам.

В проверяемом периоде не разведано ни одного месторождения по 41 виду твердых полезных ископаемых, в том числе по 5 стратегическим видам. Уменьшение запасов наблюдается по 90 видам. Сокращение объемов добычи - по 44 видам твердых полезных ископаемых. Запасы по 10-ти из 29 видов стратегических твердых полезных ископаемых уменьшились. По 9 видам стратегических ТПИ имел место незначительный прирост запасов.

Сокращение объемов запасов полезных ископаемых по большинству видов твердых полезных ископаемых не обеспечивает выполнение основных задач геологической отрасли на долгосрочную перспективу.

Кроме того, на Коллегии отмечалось, что предусмотренный статьей Закона Российской Федерации "О недрах" федеральный фонд резервных участков недр не сформирован. Нормативный правовой акт, устанавливающий меры по формированию необходимых и достаточных объемов складских запасов стратегических видов минерального сырья, до настоящего времени не подготовлен.

Коллегия решила направить представления в Роснедра России, ФГУ НПП "Росгеолфонд", ФГУП "Геолэкспертиза", ФБУ "ГКЗ", а также информационное письмо в Правительство России, обращение - в Генпрокуратуру России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.


Разместить данный материал у себя: