Энергетический центр бизнес-школы СКОЛКОВО подготовил новое отраслевое исследование, в котором проанализированы положительные и отрицательные стороны и результаты введения таможенного режима «60-66-90-100».
Авторы исследования сформулировали проблемы и сценарии развития нефтеперерабатывающей отрасли России при различных вариантах таможенного регулирования и модернизации отрасли, а также отметили возможности и ограничения по дальнейшему реформированию общей налоговой системы нефтяной отрасли.
В исследовании Энергетического центра отмечается, что система «60-66» (или, точнее, из-за дополнительных модификаций – «60-66-90-100»), безусловно, сыграла положительную роль для развития нефтегазовой отрасли – позволила улучшить экономику нефтедобычи и запустить процесс модернизации нефтеперерабатывающей отрасли. Однако, при рассмотрении с разных позиций этой системе присущ ряд недостатков, которые препятствуют достижению долгосрочных целей в добыче и переработке нефти.
Для новых «добычных» проектов снижения предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 65% до 60% недостаточно. При избыточном экспорте нефтепродуктов, прежде всего мазута и газойля, федеральный бюджет продолжает «субсидировать» нефтепереработку (10-20 млрд. долл. в год из-за разницы в пошлинах на нефть и нефтепродукты). При высоких ценах на нефть структура пошлин по-прежнему стимулирует неэффективную первичную переработку (в том числе на так называемых «самоварах», т.е. мини-НПЗ). Более того, режим «60-66-90-100» стимулирует не только увеличение загрузки существующих мощностей первичной переработки, но и строительство новых. На сегодняшний день в России рассматривается строительство более 70 млн т новых мощностей первичной переработки. По оценкам Энергетического центра из-за ставки «100» на темные нефтепродукты далеко не все из них экономически рентабельны. «При этом в отсутствие четких сигналов от государства в отношении долгосрочной дифференциации пошлин на нефть и светлые нефтепродукты планируется строительство сложных НПЗ, продукция которых может не найти в будущем своего потребителя», – делает вывод один из авторов исследования, руководитель по стратегии и развитию бизнеса Энергетического центра Антон Рубцов.
В исследовании отмечается, что если планы компаний по модернизации российских НПЗ (зафиксированные сейчас в так называемых «четырехсторонних соглашениях») будут полностью реализованы, объем первичной переработки вырастет до 296 млн т к 2020 году, глубина переработки – с 72% до 85%, а в стране сложится избыток бензина, рынка для которого сегодня нет. Более того, производство свыше 110 млн т дизельного топлива с содержанием серы менее 10 ppm также создаст проблему сбыта в Европе. При этом оптимальная структура переработки для минимизации «субсидий» государства достигнута не будет.
Одним из долгосрочных последствий введения ставки экспортной пошлины на бензины на уровне 90% от пошлины на нефть является снижение инвестиционной привлекательности строительства установок каталитического крекинга по сравнению с установками гидрокрекинга. «Это означает, что происходит искусственное стимулирование производства дизельного топлива, которого в России избыток, вместо обеспечения комфортного объема мощностей производства автомобильного бензина при минимальном объеме первичной переработки», – отмечает аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Дарья Козлова.
В исследовании отмечается необходимость реализации политики дизелизации, аналогичной той, которая применяется в Европе уже свыше 30 лет. Необходимо предпринять меры по расширению внутреннего рынка потребления дизельного топлива (что подразумевает, прежде всего, расширение парка дизельного автотранспорта). Для этого следует дифференцировать таможенные пошлины на импортируемые автомобили в пользу дизельных транспортных средств и сохранить дифференциацию акцизов в пользу дизельного топлива. При этом следует внимательно отнестись к анализу баланса спроса и предложения на рынке зимнего и межсезонного дизельного топлива.
«Обязательства, принятые Россией при вступлении в ВТО, существенно ограничивают возможности Правительства РФ по выравниванию пошлин на нефть и нефтепродукты при дальнейшем реформировании таможенного режима. Корректировка системы «60-66-90-100» посредством сближения пошлин на нефть и нефтепродукты возможна только с помощью понижения пошлин на нефть», – подчеркивает главный экономист Энергетического центра Сергей Ежов. Выпадающие доходы бюджета при этом могут быть компенсированы только за счет повышения НДПИ на нефть. Учитывая существование значительного количества льгот по НДПИ, а также ежегодное увеличение объемов льготируемой нефти, оценить долгосрочные последствия от таких решений достаточно сложно.
Согласно исследованию, текущая высокая маржа переработки и ожидаемая эффективность проектов модернизации в рамках действующего таможенного режима может сыграть злую шутку с российской нефтеперерабатывающей отраслью. «Полная реализация заявленных планов по модернизации может привести к риску создания избыточных мощностей и перепроизводства, с чем уже сталкивалась нефтепереработка США и Европы. Если государство пойдет на ужесточение таможенно-тарифного режима, произойдет снижение маржи переработки, что может сделать нерентабельными сегодняшние инвестиции и даже привести к операционной убыточности ряда НПЗ (прежде всего с плохой конфигурацией и большой удаленностью от рынков сбыта)», – отмечает директор Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Григорий Выгон.
По мнению экспертов Энергетического центра, для эффективного развития нефтепереработки в России государству необходимо сформулировать принципы и этапы совершенствования системы таможенного регулирования в рамках общей реформы налогообложения нефтяной отрасли и, кроме того, актуализировать параметры Генеральной схемы развития нефтяной отрасли в части объемов первичной переработки, баланса основных нефтепродуктов и развития транспортной инфраструктуры. «Компаниям, в свою очередь, необходимо внимательно оценить чувствительность проектов модернизации и маржи переработки НПЗ при разных сценариях таможенно-тарифного режима, а также риски сбыта нефтепродуктов на внутреннем и внешних рынках после модернизации нефтеперерабатывающей отрасли», – полагает Григорий Выгон. |